Жидкость AdBlue
AdBlue — рабочая жидкость для SCR (системы нейтрализации оксидов азотов), состоящая на 32,5% из мочевины и на 67,5% из деминерализированной воды. По-научному состав называется AUS 32. В Европе он продается под брендом «AdBlue». Бренд созвучен фразе «Add blue» - «добавь голубого». В США та же жидкость называется просто «DEF» (Diesel Exhaust Fluid – жидкость для дизельного выхлопа).
Что такое AdBlue?
AdBlue состоит из мочевины и воды. Технические условия оговаривают также минимальное наличие нерастворимых веществ — фактически, вода должна быть максимальной степени очистки. Мочевина - другое название диамид угольной кислоты или карбамид - азотистое соединение с формулой NH2CONH2, используемое, например, при производстве жевательной резинки. AdBlue производят на европейских химических заводах (в России таких производств нет) путём смешиванием мочевины и воды. Производство это строго регламентировано Европейским советом химической промышленности CEFIC. Дело в том, что от чистоты AdBlue зависит качество работы системы SCR и её исправность.
А чистоту жидкости нарушить очень легко — достаточно хранить её в неправильной таре или использовать не предназначенные для этого шланги, краны и т.д. Будучи активным веществом, мочевина вступает в химические реакции со многими металлами и не только с ними. В рекомендациях VDA вообще упоминается только один разрешенный к применению с AdBlue металл — титан и 7 видов пластика.
Зато AdBlue не токсична, не горюча, практически безвредна для здоровья и может храниться до одного года в обычных условиях: при температуре от -11 до +30°С. При увеличении температуры в жидкости может начаться реакция гидролиза с образованием аммиака — это сократит срок хранения и ухудшит характеристики AdBlue. При замерзании раствор начинает кристаллизоваться, но это не портит его качеств — после размораживания жидкость снова можно использовать. А вот нагрев ухудшает рабочие качества AdBlue – поэтому бак с жидкостью отнесен максимально далеко от выхлопа.
Где и как заправляться AdBlue?
На 100 литров дизельного топлива уходит примерно 4 литра AdBlue в случае выполнения норм Евро-4 и 6 литров при Евро-5. Таким образом, одного 60-литрового бака должно хватать на несколько тысяч километров.
Заправляться AdBlue можно на специальных заправках, но пока их существует очень мало — в основном, в Западной Европе.
Для самостоятельной заправки AdBlue можно купить в разной таре, но наибольшим спросом пользуются два вида упаковки: 20-литровые канистры и 1000-литровые IBC контейнеры. Канистры нужны в магазинах, сервисных центрах и на автозаправочных станциях. В комплекте с канистрой поставляется воронка для залива AdBlue в бак.
IBC контейнеры объёмом 1 м3 подойдут средним и крупным грузоперевозчикам, имеющим целый парк современных машин, а также большим сервисным станциям. Для раздачи AdBlue из контейнера требуется специальное оборудование. Самое простое — комплект для слива жидкости самотеком. Удобнее пользоваться ручным роторным насосом, но при больших объёмах может понадобиться электрический насос с автоматическим пистолетом и счётчиком-расходомером.
Пользоваться для розлива AdBlue обычными насосами, шлангами, воронками (например, предназначенными для работы с маслом) нельзя — повреждения, вызванные попавшими в бак с AdBlue микрочастицами, сведут на нет всю экономию.
Своевременная заправка AdBlue, проведённая с соблюдением технологии, не только сохранит в исправности компоненты системы SCR и двигатель грузовика, а также позволит удержать приемлемый расход дизтоплива и снизит вредные выхлопы.