Тормозные фрикционные накладки
В легковом автомобильном сервисе колодки давно меняют исключительно в сборе, а вот в сфере обслуживания коммерческого транспорта их предпочитают восстанавливать, наклепывая новые накладки. Делается это из соображений экономии – в случае массивных колодок для грузовиков разница между накладкой и колодкой в сборе может быть весьма внушительной. Фрикционная накладка – это пластина из композитного материала, которая жестко крепится к металлической основе тормозной колодки. При нажатии на педаль тормоза, в тормозном контуре возникает давление, колодка прижимается к тормозному диску или барабану грузовика, и накладка начинает тереться об металлическую поверхность диска (барабана), превращая кинетическую энергию движения грузовика в тепловую, которую тормозной диск (барабан) и колодка принимают на себя и рассеивают в атмосфере. Накладка повторяет форму колодки и форму поверхности трения: прямую в случае дисковых тормозов и дугообразную в случае барабанных. К тормозным колодкам грузовых автомобилей накладка крепится при помощи заклепок. Клей применятся только в конструкции колодок легкого коммерческого транспорта и легковых авто. Накладка может иметь прямой профиль, либо каплевидный (в барабанных тормозах), может иметь монолитную конструкцию или состоять из нескольких частей с независимым креплением каждой части. Ну а самой важной характеристикой накладки является ее состав.
Состав
При изготовлении накладки производитель по оригинальной рецептуре смешивает компоненты и спрессовывает их. Существуют два способа прессования — обычное и высокотемпературное. Холодный способ позволяет создать более дешевый, но менее долговечный продукт. Накладки горячего прессования «ходят» дольше. После прессования происходит финальное шлифование. Долгое время самым популярным материалом в составе накладок был асбест. Асбестосодержащие тормозные накладки мягкие, долговечные и позволяют сохранить диск (барабан) от преждевременного износа. Кроме того, он относительно дешевы. Но защитники окружающей среды настаивают на экологической небезопасности асбеста. Несмотря на то, что хризотиловый асбест (в отличие от повсеместно запрещенного амфиболового) многими учеными признан вполне безвредным, в подавляющем большинстве современных накладок асбеста уже нет. Вместо него используются сложные смеси с десятком компонентов на основе керамики, органических смол, синтетического каучука, органических и минеральных волокон с наполнителями из мягких металлов и модификаторов. Сложность изготовления накладок состоит в том, что они должны выдерживать не только механические нагрузки, но и огромные температурные перепады (в предельных случаях – от – 50 до +1000 градусов по Цельсию) не теряя при этом своих свойств и не разрушаясь.
Эксплуатация
Когда пора менять накладки? Хорошо, если грузовик оборудован датчиками, подсказывающими водителю о необходимости обслуживания. При уменьшении толщины накладки контакт датчика касается тормозного диска, электрическая цепь замыкается и на приборной панели загорается индикатор. Если полезной электроники нет, то в конструкции колодок обязательно присутствуют специальные скобы – «скрипуны», которые, касаясь диска при износе колодки, начинают издавать неприятный звук. Кроме того, состояние накладок (износ, возможное расслоение и растрескивание) можно оценить и визуально. Контрольные окна, закрытые резиновыми заглушками, находятся на краях опорного диска тормозного механизма (на котором крепятся цилиндры и колодки), вверху и внизу. Сигналом к замене накладок может служить также снижение уровня тормозной жидкости. Глухой скрежет металла при торможении говорит о том, что накладку менять необходимо прямо сейчас, от нее уже ничего не осталось и торможение происходит металлом колодки по металлу барабана (диска). Короткая поездка с такими колодками – и менять придется не только их, но и дорогостоящие барабаны (диски). При смене накладки следует обратить внимание на равномерность износа колодок на одной оси. Если разница существенна (более двух миллиметров), то стоит проверить тормозную систему на предмет систематического заклинивания колодок, неисправности рабочих цилиндров, загрязнений и коррозии суппортов с той стороны, где износ оказался меньше.
Страшный враг накладок – масло и тормозная жидкость. При замасливании накладок тормозной путь грузовика увеличивается в 2-3 раза, возможен занос из-за неравномерного срабатывания разных колес. При обнаружении масла или жидкости на колодках, необходимо устранить причину течи, а затем промыть накладки и отшлифовать мелкой наждачной бумагой.
Обслуживание
Если вы решили заменить фрикционную накладку, оставив прежнюю колодку, то это не значит, что можно относиться к выбору накладки несерьезно. Конструкторы тормозной системы проектируют узел с учетом характеристики конкретной детали. Колодки, и, тем более, накладки для разных грузовиков могут быть взаимозаменямыми по своему форм-фактору, но иметь иные фрикционные свойства. Покупать лучше рекомендованные заводом изделия. А вот на наличие или отсутствие отверстий под заклепки при выборе новой накладки не стоит обращать внимание, их может не быть даже у оригинальных запчастей. На сервисе эти отверстия без особых проблем высверливаются. В хорошей мастерской после удаления старой накладки колодка в обязательном порядке шлифуется. Если мастера из экономии времени не проведут эту важную операцию, в дальнейшем становится возможен неравномерный износ тормозных накладок и даже заклинивание тормозов. При покупке накладок обязательно осмотрите их внешний вид. Спрессованная смесь должна быть качественно шлифованной. Не должно присутствовать трещин, расслоений, вкраплений постороннего мусора. Кроме того, насторожить должна слишком низкая цена. Некачественная, или неверно подобранная накладка может привести к порче тормозного диска, его перегреву, и даже воспламениться при торможении. Ресурс качественных тормозных накладок может достигать 40 – 50 тысяч километров, хотя больше всего он зависит от индивидуальной манеры вождения и режима эксплуатации грузовика – бережней обращайтесь со средней педалью, и менять колодки придется реже.